Бош саҳифа » Биласизми? » Торговые трассы Мавераннахра в системе Великого шелкового пути. Кызылкум

Торговые трассы Мавераннахра в системе Великого шелкового пути. Кызылкум

При движении в северные владения использовалась дорога, служившая традиционной трассой передвижения кочевников. Она начиналась из долины Нураты, крупного пункта предгорий в северной Бухаре, и далее шла в пустыню Кызылкумы. Переходы здесь часто были двойные. В 60 км от Нураты, то есть в двойном переходе, зафиксировано поселение Лявлякантепе. Это специальная крепость прямоугольной формы, окруженная стеной с башнями по углам. В центре её – ещё одна постройка, с двойными стенами и внутренней галереей, по плану напоминающая караван-сарайрабат. По подъёмному материалу памятник датируется Х-ХII вв. Около него – пересохшее ныне пресноводное озеро.

В 26 км к северу от него в поселке Аяккудук на вершине горной гряды – укрепление Кургантепе, на краю которого стоит древний колодец. Это также караван сарай внутри крепости, вдоль стен его с одной стороны сохранились ящики-кормушки для лошадей. С другой стороны, – кухоннохозяйственный комплекс.

Двор вокруг помещения также окружен стеной и, вероятно, использовался для разгрузки и временного хранения товаров и ночевки вьючных животных. Судя по материалам, караван-сарай использовался с VIIVIII вв. н.э. и позже до XIII в.

В 34 км к северо-западу от него в местности Шарикты в естественной котловине, защищенной каменистой грядой высотой 25-30 м, стоял колодец, вдоль которого встречаются разбитые гончарные сосуды VII-XII вв. н.э.

В 45 км северо-западнее от него имеется еще один пункт остановки – это крепость Кургантепе в поселке Тамды. Далее по старым картам фиксируются колодцы: Бешбулак, Кокпатас, Юзбулак. Трасса шла в низовье древних русел Сырдарьи, в равнинные обширные земли, в которых известны джетыасарские укрепления земледельческо-скотоводческих племен и далее в кочевья Приаралья, и в скотоводческо-земледельческие районы Южного Приаралья. На южном же участке путь от Нураты шел не только на югозапад в Бухару, но и на восток. Путь этот огибал с севера Нуратинские, а затем Мальгузарские горы, шел на юго-восток в сторону Фариша.

Здесь в предгорной части отмечается несколько крепостей, среди которых следует отметить рабат Кызылга, от которого далее шла серия укрепленных пунктов – остановок, из которых исследователями выделены караван – сараи Каратепе 1 (Кумтепе) Х-ХII вв., Узункудук и самый крупный – Кальтепе размерми 86 х 82 м. Раскопки последнего выявили центральный дворик и серию восточных помещений – худжр для отдыха караванов. Близ него (в 30 и 800 м) имеются две сардобы.

Отсюда путь поворачивал на северо-восток, где также был выявлен небольшой караван-сарай Новаили (Немцева, 1989, с. 40-46; 1983, с. 537). Трасса эта вела к Сырдарье, причем, вероятно, имела несколько направлений, так как здесь можно было пересечь реку через переправу Кошарал, где нами были выявлены остатки средневекового городища Утурликтепе (Буряков и др., 1974, с. 498). Трасса вела на Бинкет и Испиджаб. Вторая более северная переправа через Гардару вела в Чач и Сайрам. Она была более древней и стационарной, так как на её берегу были открыты остатки крупной античной крепости Актобе-2. (Максимова и др., 1968, с. 11-79). И, наконец, через древний Сюткенд путь отсюда шел на Сайрам или севернее – на Отрар.

Вероятно, этим путем в нач. ХIII в. двигались основные отряды Чингизхана, шедшие от Отрара степной трассой севернее Нуратинского хребта и, неожиданно для обороняющихся, появившиеся перед Бухарой.

Буряков Ю.Ф.

Поделиться

Жавоб қолдириш

Электрон почтангиз чоп қилинмайди.Шарт қаторлар белгиланган *

*