Bosh sahifa » Bilasizmi? » Suriyaliklar (Этнические меньшинства. Сирийцы)

Suriyaliklar (Этнические меньшинства. Сирийцы)

Ushbu shoshchada Toshkent va Turkistonning boshqa shaharlarida qo‘nim topgan suriyaliklar to‘g‘risida so‘z yuritiladi

СИРИЙЦЫ

Составной частью арабской группы населения являются сирийцы, иракцы, алжирцы и др., которые в переписях входят в группу «арабы». Говорят на сирийском диалекте арабского языка. Верующие — мусульмане-шииты, около 10 % христиан.

Своим национальным языком сирийцы считают арабский, но многие из них, особенно в городах, общаются на французском, т.к. алжирский диалект имеет много наречий и выходцы из разных районов страны плохо понимают друг друга. В Узбекистане они хорошо освоили узбекский и русский языки.

Известны лишь отрывочные данные о ранних этапах появления сирийцев в Узбекистане. В крупнейших городах — Самарканде, Бухаре найдены сирийские стеклянные сосуды, доставлявшиеся сирийскими купцами по Великому шелковому пути. Известно, что в первые века н.э. религиозное противоборство в регионах Ближнего Востока привело к массовому переселению сторонников преследуемых религий, в частности сирийцев-христиан, в Среднюю Азию и сложению здесь общин. Свидетельством этого являются наскальные надписи сирийской христианской общины близ Самарканда, где вырос средневековый городок. Сирийцы были земледельцами, ремесленниками, врачами, архитекторами, миссионерами.

Предполагается, что правительственный дворец в Самарканде, построенный в середине VIII в. Абу Муслимом в хорасанском стиле, вероятно, возводился сирийскими строителями.

Сообщается, что Амир Темур из походов в Месопотамию и Сирию привез искусных мастеров. Клавихо пишет, что из Дамаска он вывез мастеров, которые ткут разные шелковые ткани, делают луки для стрельбы и разное вооружение, обрабатывают стекло и глину, лучшую в мире.

Они повлияли на производство ремесленников Узбекистана, в частности на шахрисабзских дуппидузов, производящих тюбетейки «ироки» по образцу работ мастеров Ирана, расселившихся здесь еще во времена Темура.

В 60-е гг. XX в. и в последующие в Узбекистане учились студенты из Алжир а и Сирии (ирригационный институт и др.). Некоторые из них создали семьи и проживают в республике до сих пор (журналист Мухаммед аль-Бухари и др.). По переписи некоторые называют себя арабами.

Л. И. Жукова, /О. Ф. Буряков

Литература

Извлечения из путешествия Ибн Баттуты. Средневековые письменные источники о древнем Ургенче. Ашхабад, 2000.

Карев Ю. В. Политическая ситуация в Мавераннахре в середине VIII в. // Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию научной деятельности Г. В. Шишкиной. М. , 2001.

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

O‘xshash maqola

Toshkent shevasi

Post Views: 1 760 TOSHKENT ShEVASI – o‘zbek adabiy tiliga asos bo‘lgan yetakchi shevalardan biri, o‘zbek …

Fikr bildirish

Email manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy bandlar * bilan belgilangan