Bosh sahifa » На руccкoм » Саидносыр Мирджалилов – казначей правительства Туркестанской автономии

Саидносыр Мирджалилов – казначей правительства Туркестанской автономии

26 октября 1917 года в г. Коканде произошло историческое событие, до сих пор привлекающее внимание как отечественных, так и зарубежных историков и публицистов. Это Туркестанская автономия, возникшая в результате Февральской революции 1917 года и отвечавшая духу и букве ленинской декларации о предоставлении народам, жившим на территории Царской России, право на самоопределение, но несмотря на это,19 февраля 1918 г. разгромленная воинскими частями туркестанских большевиков и озверевшими дашнакскими боевиками. О Туркестанской автономии и её таких видных деятелях, как Мустафо Чукаев, Мухамеджан Тинишбаев, Убайдулла Ходжаев, Абиджан Махмудов написано много. Но мало кто знает о Саидносыре Мирджалилове, известном просветителе и предпринимателе, после разгрома автономии из-за опасности быть убитым или арестованным бежавшем сначала на Кавказ, а потом в Турцию.

 Как известно, всякая революция, всякое революционное событие требует больших денег. Туркестанская автономия, образованная вопреки интересам туркестанских большевиков, не была исключением. Однако большевики, успевшие установить свою, советскую, власть в Ташкенте и других городах Туркестана и имеющие хорошо вооруженные силы, вели по всем фронтам войну против Туркестанской автономии. Особенно сильным был удар, нанесенный с «финансового» фронта. В конце 1917 – начале 1918 годов в Ташкенте П.Г.Полторацкому было поручено реквизировать денежные средства автономного правительства и поддержавших его кругов. В результате этого только в Кокандском городском отделении Госбанка П.Г.Полторацким было конфисковано свыше 8 миллионов рублей. Такая же участь постигла и Русско-Азиатского, Соединенного, Сибирского и др. банков, находившихся на территории Коканда. Все это не могло не обострить и без того сложное положение Туркестанской автономии. «Операция по изъятию денег в банках города, – пишет проф. С.Агзамходжаев, автор монографии «История Туркестанской автономии», – вызвала очень бурную реакцию. Резко обострились разногласия среди членов Временного правительства и деловых кругов, поддержавших его, что привело к смещению М.Тынышбаева с поста премьера и назначению на этот пост М.Чокаева, обещавшего реализовать программу более решительных мер в деле защиты мусульманских интересов. В результате кадровых перемещений М.Тынышпаев стал министром внутренних дел, И.Шоахмедов – министром финансов, С.А.Герцфельд вообще оставил свою должность. Казначеем правительства был назначен Саидносыр Мирджалилов».1

Основываясь на данное, полученное С.Агзамходжаевым из газеты «Улуг Туркистон» от 28 января 1918 г., мы можем твердо сказать, что С.Мирджалилов был назначен на пост казначея в конце 1917 – начале 1918 годов, в дни изъятия денег с государственных банков большевиками. А чем занимался он в автономии до этого дня остается до сих пор не ясным.

Саидносыр Абдулхаевич Мирджалилов (1884-1938), уроженец г. Туркестан был одним из самых передовых людей своего времени. После переезда в Ташкент находился в близких отношениях с такими джадидскими просветителями, как Мунаввар кары Абдурашидханов, Убайдулла Ходжаев, братья Нарбутабековы, Чулпан и др.2 Он будучи свекровью Айбека оказал определенное влияние на него, на выдающегося узбекского писателя, и вдохновил его на сочинение романа «Великий путь», посвященного, в частности, джадидскому движению.

В своей автобиографической книге «Мой Айбек» З.Саиднасырова, описывая первый арест своего отца, пишет: «В весенние дни 1926 года, когда начались аресты бывших автономистов, чекисты, следившие за ним, задержали убегающего в Туркестан отца в поезде и привезли прямо в Ташкент, в ГПУ. Мы – бабушка, мама и пятеро дочерей остались без кормильца».3

Архивные данные говорят о том, что С.Мирджалилов был арестован в г.Туркестан 9 декабря 1925 г. и в тот же день была составлена анкета арестованного, где написано, что Мирджалилов c 1914 г. по февраль 1917 г. занимался торговлей, имел хлопко-очистительный завод в г. Туркестан, а с Октябрьского переворота 1917 г. по настоящее время (т.е. до 1925 г.) работал членом Городской Думы и членом Народного совета (в других источниках: Национального собрания) и временно – казначеем этого совета (или собрания) при автономном правительстве в Коканде.

Образованная делегатами IV Чрезвычайного краевого съезда мусульман не в самом центре Туркестана, а в небольшом городе Ферганской долины Туркестанская автономия очень нуждалась в поддержке народов Туркестана, особенно жителей близлежащих к Коканду городов и кишлаков. Для этого необходимо было издавать газеты на узбекском и русском языках, распространять листовки, организовать агитбригады. Необходимо было кормить и вооружить небольшую группу защитников автономии, учить их военному делу и увеличить число этой группы за счет привлечения в нее новых аскеров. Вскоре были изданы газеты на узбекском и русском языках «Эл байроғи» и «Свободный Туркестан». А с 13 декабря 1917 г. стали выпускаться «Известия Временного Правительства Автономного Туркестана». В одной образованной агитбригаде будущий великий певец Кары Якубов с зелеными лентами, повешенными через плечо и написанными на них лозунгами «Долой колониальной власти!» и «Да здравствует Туркестанская автономия!» в фаэтоне объездил ряд кишлаков и своим мощным баритоном пел песни, воспевающие свободу, и агитировал народ поддержать автономию…

Все это и многое другое требовало денег. Именно в этот момент, когда финансовый вопрос стал решающим, С.Мирджалилов возглавил правительственное казначейство автономии.

13 декабря, священный для мусульман день, священный потому, что в этот день родился великий пророк Мухаммед (с.а.в.), Временное правительство автономии объявило днем пожертвования денег в пользу национального фонда автономии. В связи с этим члены Временного правительства автономии обратились ко всем мусульманам Туркестана с «Воззванием», где были написаны такие высокие, душераздирающие слова: «Все граждане Туркестана – мусульмане, русские, евреи, рабочие, аскеры и дехкане, живущие в крае все народы и народности, управления городов и земств, политические, социальные и профсоюзные организации, все государственные, общественные и частные предприятия призываются объединиться вокруг Туркестанского народного управления и оказать помощь в претворение в жизнь задач, возложенных на них. В тот момент, когда под громом доселе увиденных и не услышанных страшных войн мир может оказаться в огне, народы мира создают почву для своей свободы. Земля, напитанная человеческой кровью, обращаясь в небо, кричит о боле, и уставший человек обессилевшись опускает кровавый меч на землю. Человеческое безрассудство признает свое фиаско перед божественным сознанием и приближается такой день, когда на всей земле установится мир, народы мира имеющейся у них силой приступают перестроить разрушенную жизнь… Вот, Туркестан, освободившись от кабалы, стал хозяином своей земли и пришло время, когда он сможет создать свою собственную историю. Мы, сознавая чрезмерную ответственность и величие поставленных перед нами задач, глубоко веря в правоту своего дела, просим Господа Бога благоденствие нашему труду и приступаем к работе».4

Эти огненные слова призыва насколько за волновали жителей Туркестана и падала ли с неба золотой листопад – неизвестно, но деньги постепенно стали собираться. По сведениям бухарского предпринимателя-хлопкозаводчика Н.Ш. Потеляхова, бухарские евреи дали полмиллиона рубля. Наманганский и Андижанский частные банки тоже выделили по 500 000 рублей каждый. Участники митинга, прошедшего в кишлаке Ханабад Джалалабадской области собрали 500 рублей…

В целях создания экономической базы автономии, перед которой стояла насущная задача по созданию небольшой армии в 1000 штыков, Временное правительство принимает решение выпустить 6-процентные народные займы на сумму 30 миллионов рублей. Оповещав об этом серьезном шаге Временного правительства газета «Эл байроги» в номере от 25 декабря 1918 г., обращаясь к читателям, писала: «Друг, у нас сейчас нет ничего. У нас нет людей, нужных работе. У нас нет инструментов, орудий труда, пушек, пистолетов и других нужных вещей. Однако у нас есть желание и энергия, благодаря чему они могут у нас появиться. Если мы не поленимся направить это желание и эту энергию в нужное русло, если мы в нужном месте не можем показать это желание и эту энергию, никогда не достигнем цели. Эй вы, Туркестанские мусульмане! Эй вы, кто считает Туркестан своей Родиной!.. Чтобы укрепить Туркестанскую автономию нужны деньги, деньги, деньги! Покажите же свою щедрость!»5

В это столь трудное финансовое время для Туркестанской автономии С.Мирджалилов работал не покладая рук, не зная ни сна, ни отдыха. «Руководитель казначейства правительства автономии Саидносыр Мирджалилов, – пишут Б.Ирзаев и У.Артыков, – обращается ко всем гражданам вообще, к баям края в особенности, чтобы они помогли укрепить Временное правительство. Согласно газетным вестям, собранные представителями регионов деньги под разными предлогами вызымались большевиками и усиливались преследования за таковыми. Поэтому С.Миржалилов просил прислать денег прямо в Коканд, Временному национальному собранию при организации «Шурои исломия».6

Обращение Временного правительства дошло не только государственным и общественным организациям, гражданам старшего поколения. В следующем номере газеты «Эл байроги» была опубликована небольшая статья Тишабая, где наряду выражением своей радости по поводу установления Туркестанской автономии он известил читателей газеты с маленьким, но не ординарным событием. Оказывается, 12-летний гимназист из Андижана Санджарбек Фазылбек оглы нарисовал знамя Туркестанской автономии, реющийся на прекрасном фоне природы. Полученный из продажи на аукционе 1200 рублей было направлено им в пользу автономии. Эта статья, подписанная псевдонимом Тишабой, была написана двадцатилетним юношей, впоследствие ставшей одной из лучезарной звездой узбекской поэзии ХХ века – Чулпаном и младшим другом С.Мирджалилова.

Наим КАРИМОВ
доктор филологических наук, профессор

Ўзбек миллий давлатчилиги тарихида Туркистон Мухториятининг ўрни ва роли” мавзуидаги Республика илмий-амалий анжумани материаллари,
2017 йил 12 октябрь

1 Агзамходжаев С. История Туркестанской автономии. – Т., 2006. – С. 221.

2 О жизни и деятельности С.Мирджалилова см. Саидносирова З. Ойбегим менинг. – Т., 1994; тоже самое. –Т., 2005; Каримов Н. Ҳаётнинг маъноси. – “Тафаккур” (ж.), 19, № – С. 66-81.

3 Саидносирова З. Ойбегим менинг. – Т., 1994. – С. 51.

4 Ўзбекистоннинг янги тарихи. 2-жилд. Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида. – Т., 2000. – Б. 58-59.

5 Цитата взята из статьи Б.Ирзаева и У Артыкова «Политические процессы в Туркестане на страницах джадидской печати». См.: «Жадид маърифатпарварлик ҳаракатининг ғоявий асослари». Сборник материалов научной конференции. – Т., 2016. – С. 104.

6 Там же. – С. 105.

O‘xshash maqola

Некоторые мысли о турецких исследованиях по истории Туркестана, Туркестанской Автономии и джадидизма

Post Views: 18 Интерес османской интеллигенции к восточным тюркам, появившийся в последний период Османского государства, …

Fikr bildirish

Email manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy bandlar * bilan belgilangan