Бош саҳифа » Тошкент-2200 » Тошкент воҳаси ва Сирдарё ҳавзаси аҳолисининг энг қадимги тарихига доир

Тошкент воҳаси ва Сирдарё ҳавзаси аҳолисининг энг қадимги тарихига доир

Мазкур мақола Тошкент воҳаси ва Сирдарё ҳавзасидаги илк темир ва бронза даври халқларининг энг қадимги ва кам ўрганилган тарихи тадқиқотларига бағишланган. Тадқиқот натижалари муаллифни илк темир ва бронза даврида бутун Сирдарё оқимида жойлашган аҳолининг маданий ва этник яқинлиги тўғрисидаги фикрга олиб келди. Муаллиф Бургулик маданиятининг янги даврлаштирилиши ва абсолют хронологиясини таклиф этиб, Сирдарё ҳавзаси воҳаларида Намозгоҳ VI ўтроқ ёдгорликларининг мавжудлигига далил бўладиган янги археологик материалларни илмий муомалага киритади (мақола рус тилида).

К ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА И БАССЕЙНА СЫРДАРЬИ

История населения Ташкентского оазиса всегда была неразрывно связана с судьбами народов и культур, располагавшихся на всем протяжении Сырдарьи от ее верхнего течения до дельты. Начиная с античного периода (IV в. до н.э. – IV н.э.), до новейшего времени эта этнокультурная взаимосвязь прослеживается в письменных источниках и среди материалов хорошо изученных археологических комплексов. Горные и предгорные территории Западной и Северной Ферганы, по свидетельствам античных авторов, входили в сферу политических и хозяйственных интересов сакских племен – «скифов пустыни» – (saka para Sugdam) – дахов и саков амиргиев, а со II века до н.э., согласно сведениям китайских хроник, подтверждаемых результатами археологических исследований, входили в состав государства Кангюй [Баратов, 1991. С. 18–23]. Территории среднего и нижнего течения Сырдарьи с этого времени, без всякого сомнения, относятся исследователями к исконно кангюйским территориям.

Более древние периоды истории народов Сырдарьинского бассейна и Ташкентского оазиса представлены небольшим количеством разведанных археологических памятников, степень изученности которых в его культурно-исторических регионах неравномерна.

Памятники эпохи раннего железа лучше изучены на территории Ферганской долины – погребальные комплексы кунгайско-актамской и аштской культур [Gorbunova, 1986. P. 253–258]. На территории нижнего течения известна чирикрабатская культура, некрополи южный Тагискен и Уйгарак, которые, как полагают исследователи, оставлены дахами [Вайнберг, Левина, 1992. С. 47–61]. Хуже всего изучен ранний железный век в Ташкентском оазисе. На территории среднего течения Сырдарьи и в Ташкентском оазисе исследованы: некрополи: Шербай – у г. Туркестан [Смагулов, Баратов, 2004. С. 75–88]; Бургулюк 2и 4 – в Чимкентской области [Байтанаев, 2008. С. 203–232], Жаман-Тогай – в районе Чардары [Максимова, 1968], погребение у села Бурчмулла [Дуке, 1976. С. 33–42]. Результаты исследований, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют с известной долей вероятности предполагать культурное и этническое единство скотоводческого населения, обитавшего в VIII–V вв. до н.э. в районах верхнего и среднего течения Сырдарьи и отождествить его с кочевыми племенами, упомянутыми в источниках как «saka haumawarga» или амиргийские саки.

В эпоху поздней бронзы (последняя четверть XIV–IX до н.э.) в верховьях и на среднем течении Сырдарьи существовали оседло-земледельческие культуры, относящиеся к кругу культур «расписной керамики». В Ферганской долине имела распространение чустская культура. В Ташкентском оазисе имел место ее вариант – бургулюкская культура, своеобразие и особенности которой, вероятно, были обусловлены тем, что ее носители находились в интенсивных контактах со скотоводческим позднеандроновским и карасукским населением [Baratov, 1991. S. 161-179] (автор придерживается точки зрения, согласно которой андроновские культуры не могли сосуществовать во времени и пространстве с «культурами расписной керамики». По-нашему мнению, археологические памятники с расписной керамикой сменяют андроновские в последней четверти XIV века до н.э. Основные положения нашей гипотезы, периодизация и проблемы абсолютной хронологии культур андроновской общности и «расписной керамики» изложены автором в следующей работе [Baratov, 1991. S. 161-179]).

В середине II тысячелетия до н.э. на всем протяжении Сырдарьи имели распространение скотоводческие племена андроновской культурно-исторической общности. Исследованные археологические памятники (некрополи: Арпа [Бернштам, 1952. С. 19–22], Чек, Япаги, Вуадиль [Горбунова, 1995. С. 13–30], Дахана [Литвинский, 1960. С. 47–52], Ходжа Ягона [Литвинский, Окладников, Ранов, 1962], Дашти-Ашт [Салтовская, 1978. С. 95–99] – в Фергане; Шербай – в Чимкентской области [Смагулов, Баратов, 2004. С. 75–88] позволяют говорить о распространении на территории верхнего и среднего течения Сырдарьи племен федоровской культуры. На финальном этапе существования андроновских племен на всей территории Сырдарьинского бассейна, наряду с позднефедоровскими племенами, доминирующее положение занимают племенаносители культуры «валиковой керамики» – некрополь Кашкарчи [Иванов, 1988. С. 44–47], развеянные поселения в Кайраккумах [Литвинский, Окладников, Ранов, 1962] – в Фергане, Бурчмуллинский клад [Аванесова, 1991. С. 43] и поселение Бургулюк Чимкентское (автор раскопок ошибочно отнес поселение Бургулюк Чимкентское к кайраккумской культуре. Облик и содержание кайраккумской культуры, по нашему мнению, в свете последних исследований Н.Г. Горбуновой и Г.П. Иванова, должны быть пересмотрены) [Байтанаев, 2008. С. 203–232], некрополь северного Тагискена – в низовьях Сырдарьи [Итина, 2001].

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы некрополей андроновских племен бассейна Сырдарьи позволяют утверждать о существовавших у них интенсивных культурных контактах с оседло-земледельческими оазисами северной Бактрии, имевших место на протяжении молалинского и бустанского периодов культуры Сапалли. Результатом таких контактов явилось распространение катакомбной конструкции погребальных сооружений среди андроновского населения Ферганской долины (некрополи Чек, Япаги, Кашкарчи) и Чимкентской области (могильник Шербай), использование в строительстве сырцового кирпича (Северный Тагискен, Шербай) и появление гончарной посуды и подражания их формам в лепном исполнении.

Хорошо известны замечательные находки Сохской гири и металлические предметы Хакского клада, датирующиеся рубежом III и II тыс. до н.э., происхождение которых связано с территорией Элама. Открытие в Ошской области некрополя Шагым, в погребениях которого были обнаружены металлические и хлоритовые предметы ремесленного производства оседло-земледельческого происхождения, а также найденная нами на городище Кавардан под Ташкентом хлоритовая печать, аналогичная сапаллинским, датирующиеся началом II тыс. до н.э., по нашему мнению, позволяют, с известной долей вероятности, предполагать возможность существования в Ферганской долине и на территории Ташкентского оазиса памятников, аналогичных оседло-земледельческим культурам типа Намазга VI.

Использованная литература

Аванесова Н.А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы азиатской части СССР. Ташкент, 1991.
Байтанаев Б.А. Древний и средневековый Испиджаб. Дис….докт. ист. наук. Шымкент, 2008.
Baratov S.R. Fergana und das Syr-Dar’ja-Gebiet im späten 2. und frühen 1. Jt. v. Chr. Migration und
Kulturtransfer. Der Wandel vorder- und zentralasiatischer Kulturen im Umbruch vom 2. zum 1. vorchristlichen
Jahrtausend // Akten des Internationalen Kolloquiums. 23.-26. November 1999. Dr. Rudolf Habelt GmbH. Bonn, 2001.
Баратов С.Р. Культура скотоводов Северной Ферганы в древности и раннем средневековье (по материалам курумов и мугхона). Автореф. дис…. канд. ист. наук. Самарканд, 1991.
Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА. М., 1952, № 26.
Gorbunova N.G. The Culture of Ancient Ferghana VI century BC – VI century AD. BAR. International Series. 281. 1986.
Горбунова Н.Г. О культуре степной бронзы Ферганы // АСГЭ. Вып. 32. Л., 1995.
Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабатская культура в низовьях Сырдарьи // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.
Дуке Х. Погребальные курганы в верховьях Чирчика // Древности Чарвака. Ташкент, 1976.
Иванов Г.П. Кашкарчинский могильник – новый памятник эпохи бронзы в Фергане // ОНУ. Ташкент, 1988. № 10.
Итина М.А. Мавзолеи северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи. М., 2001.
Максимова А.Г. Курганные могильники // Древности Чардары. Алма-Ата, 1968.
Литвинский Б.А. Даханинский могильник эпохи бронзы в Западной Фергане // КСИИМК. Вып. 80. М., 1960.
Литвинский Б.А., Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайрак-Кумов. Древнейшая история Северного Таджикистана. Труды Акад. наук. Таджикистана. Душанбе, 1962. Т. 33.
Салтовская Е.Д. О погребениях ранних скотоводов в Северо-Западной Фергане // КСИИМК. Вып. 154. М., 1978.
Смагулов Е. А., Баратов С.Р. Некрополь эпохи бронзы в окрестностях г. Туркестан (археологические работы в 2000 году на могильнике Шербай // Отан Тарихы. Алматы, 2004. № 3–4. С.Р. Баратов

С.Р. Баратов

Манба: Тошкент шаҳрининг 2200 йиллик юбилейига бағишланган Халқаро илмий конференция материаллари
Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси
«Фан» нашриёти
2009

Ўхшаш мақола

Облик Ташкента XIX века (взгляд приезжего)

Post Views: 715 Процесс накопления научных знаний длителен, сложен и подчас противоречив. Свой вклад в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *