Bosh sahifa » Masjidlar » Соборная мечеть Санкт-Петербурга и Эмир Бухарского эмирата
Соборная мечеть. Ленинград. Фото 1970-х г.
Соборная мечеть. Ленинград. Фото 1970-х г.

Соборная мечеть Санкт-Петербурга и Эмир Бухарского эмирата

В 1881 г. Москву и Петербург посетил сын Бухарского эмира, который присутствовал при коронации императора Александра III (1881-1894). В мае этого же года мусульманская община обратилась к правительству с просьбой о разрешении постройки мечети в Петербурге, но вопрос этот тогда решен не был.

Вопрос о постройке Соборной Мечети снова был поднят лишь в 1904 г. при встрече русского императора Николая II с тем же высоким посланцем из Бухары, который приехал в Петербург уже в качестве эмира.

Эмир Бухарский Сеид Мир-Алим и сопровождающие его лица на закладке мечети. 1910 г.
Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан и сопровождающие его лица на закладке мечети. 1910 г.

Вопрос был тогда же в принципе решен: мусульманам разрешалось приобрести участок земли для строительства мечети. Тогда же Бухарский эмир пожертвовал 312 тысяч рублей для покупки земли на Петербургской стороне.

Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан на торжестве закладки мечети в Санкт-Петербурге 3 февраля 1910 года. Рядом с эмиром — глава мусульманского духовенства ахун Г.Баязитов. По фотографии К
Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан на торжестве закладки мечети в Санкт-Петербурге 3 февраля 1910 года. Рядом с эмиром — глава мусульманского духовенства ахун Г.Баязитов. По фотографии К

Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.

Соборная мечеть. Кронверский проспект. Фото 1910 -х гг.
Соборная мечеть. Кронверский проспект. Фото 1910 -х гг.

На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева. Соавторами Васильева стали гражданский инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными проблемами, и архитектор А.И. фон Гоген.

Церемония официальной закладки Соборной Мечети была приурочена к 25-летнему юбилею правления Сеид Абдул-Ахад-хана-Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург и состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в еще строившейся Мечети в присутствии почетных гостей (в том числе и Сеид Мир-Алима-эмира Бухарского), было совершено первое торжественное богослужение, приуроченное к празднованию 300-летия царской династии Романовых.

После этого строительство было продолжено и к концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены, но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции.

Солдаты-мусульмане в Соборной мечети перед отправкой на фронт. 1914-1915. Фото Я. Штейнберга.
Солдаты-мусульмане в Соборной мечети перед отправкой на фронт. 1914-1915. Фото Я. Штейнберга.

Начало Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ. В сентябре 1915 года Соборная Мечеть была открыта для платного осмотра, таким образом собирались деньги необходимые для достройки храма.

В 1920 году с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв. м ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

 

В архитектурном решении здания, по естественному требованию заказчиков-мусульманской общины, использовались мусульманские мотивы.

Основной объем сооружения ориентирован алтарем на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур–Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик Мечети формируют два минарета высотой 48 метров. Главный вход, находящийся со стороны Каменноостровского проспекта, оформлен как глубокая ниша с аркой стрельчатых очертаний. Ниша входного портала воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи–Зинды.

Мечеть. Ленинград. Фотограф В.В. Пресняков. 1920-30 гг.
Мечеть. Ленинград. Фотограф В.В. Пресняков. 1920-30 гг.

Купол, входной портал, а так же завершения минаретов в ходе строительства были облицованы цветными изразцами со сложными геометрическими узорами, создающими многоцветный ковер из Средней Азии.

Мечеть. Ленинград. Фото Брэнсон Де Ку. 1930 гг.
Мечеть. Ленинград. Фото Брэнсон Де Ку. 1930 гг.

Изразцовое убранство, в том числе изречения из Корана, было создано под руководством художника П.К.Ваулина. Стены Мечети облицованы гранитом, что придает зданию суровый облик, характерный для произведений северного модерна. С каменным массивом стен эффектно контрастирует не только живописно украшенный портал, но и восточный орнамент решеток на окнах. В традициях мусульманского зодчества выполнено и убранство интерьеров.

Соборная мечеть. Изразцовый декор портала
Соборная мечеть. Изразцовый декор портала

В 1924 г. была конфискована часть имущества Мечети. Были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В июне 1940 года богослужения были прекращены, здание передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Многочисленные обращения верующих ленинградской мусульманской общины в послевоенные годы, которая к началу 1950-х годах насчитывала 15 000 человек, ходатайства президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание Мечети было передано Религиозному Обществу Мусульман.

18 января 1956 года богослужения в Мечети были возобновлены. В 1968 году здание Соборной Мечети Решением исполкома Ленгорсовета было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры.

С 1956 года и по настоящее время Соборная Мечеть используется мусульманской общиной Санкт-Петербурга как религиозно-образовательный центр. Внутреннее устройство Мечети сегодня прежнее-на первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы (медресе), где преподаются уроки арабского и татарского языков, а так же основы ислама.

Однако само здание до наших дней дошло с рядом утрат и перестроек. В 1950-е годы были утрачены фрагменты майоликового орнамента в нижних частях северного и восточного порталов.

Соборная мечеть. Ленинград. Фото 1970-х г.
Соборная мечеть. Ленинград. Фото 1970-х г.

В конце XX века выявилась необходимость полной замены прежнего изразцового убранства. Сложные реставрационные работы, начатые в конце 1980-х годов, растянулись на полтора десятилетия. Сегодня датой строительства Соборной Мечети в Санкт-Петербурге принято считать 1910–1913 (1914) годы, но в результате последних исследований эта датировка существенно изменена на 1909-1921 годы. Новая дата охватывает события от церемониала закладки здания в 1910 году до начала богослужений в 1920 году. Эти же даты отмечены и на портале здания.

Соборная мечеть. Санкт-Петербург
Соборная мечеть. Санкт-Петербург
Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан
Эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан
Эмир Бухарский Сеид Мир-Алим. 1911 г. Фото С. Прокудина-Горского.
Эмир Бухарский Сеид Мир-Алим. 1911 г. Фото С. Прокудина-Горского.

Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге до открытия Махачкалинской Джума-мечети была самой большой в России, по разным данным она вмещает от трех до пяти тысяч человек

Паршина Е.А., 2009 г.

Литература:

  1. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия.,СПб.,2004
  2. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
  3. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. Лениздат.,СПб., 2007

O‘xshash maqola

К этнической истории узбеков Бухарского оазиса в XIX-начале XX вв.

Бухарский оазис, располагавшийся в долине нижнего Зеравшана, является самым населенным оазисом Среднеазиатского междуречья. Он окружен …

Javob berish

E-pochta manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy ma'lumotlar * bilan belgilangan