Bosh sahifa » Toshkent-2200 » So‘g‘ddan Shoshga boradigan savdo–karvon yo‘lidagi shaharlar va karvonsaroylar

So‘g‘ddan Shoshga boradigan savdo–karvon yo‘lidagi shaharlar va karvonsaroylar

So‘nggi yillarda So‘g‘ddan Ustrushona orqali Shoshga boradigan katta savdo magistral marshrutlarini yanada oydinlashtirishga imkon beradigan yangi arxeologik materiallar to‘plandi. Bu yirik savdo yo‘li o‘rta asrlarda yashagan mualliflar (Ibn Xordadbeh, IX asr; al–Istaxriy, X–asr al-Muqaddasiy, X asr; Ibn-Havqal, X asr) tomonidan bir necha marta tilga olingan. Maqolada muallif bu yo‘l yoqasidagi ayrim rustoqlar, shahar va qishloqlarning o‘rnini aniqlash borasidagi o‘z fikrlarini bildirgan hamda yangi ochilgan karvonsaroylarda topilgan arxeologik materiallarning ilmiy muomalasini kiritgan.

ГОРОДА И КАРАВАН-САРАИ НА БОЛЬШОЙ ТОРГОВОЙ ТРАССЕ ИЗ СОГДА В ШАШ

В последние годы накоплен достаточно обильный материал, который позволяет конкретизировать маршрут движения караванов по так называемой Большой торговой магистрали из Согда через Уструшану в Шаш. Попробуем проследить его с учетом новых данных от Самарканда до Бенакета.

Путь из Самарканда шел через Булунгурскую или Катванскую степь. В 4 фарсахах или в одном переходе от Самарканда находился город Баркет(Абаркас) – центр самого обширного северного самаркандского рустака Бузмаджен[Волин, 1959. С. 322]. У Н.Н.Негматова Баркет ошибочно назван центром рустака Яркет [Негматов, 1953. С. 244]. Город Баркет по одной версии отождествляется с городищем Актепа близ селения Актепа- Метан в Булунгурском районе [Х.Г. Ахунбабаев, 1994], по другой- с городищем Гиштлитепа в том же районе[Ю.Ф. Буряков, 1975]. Далее караваны шли до рабата Абу Ахмада или рабата Са’да(4 фарсаха) и вступали на уструшанские земли. Согласно ал-Истахри, «из Абаркаса до Катвандизы один день. В Шаш и Фергану одна дорога шла до рабата Абу Ахмада(4 фарсаха), затем поворачиваешь налево в Шаш. Если выйдешь из рабата Абу Ахмада, то остановишься в Катвандизе, или, если захочешь, в Харакане, затем- Дизак…» [Волин, 1959. С. 336]. Интересно сообщение ас-Самани о том, что рабат Абу Ахмад был построен неким Абу Ахмадом Мусой ал-Хаваси. Его нисба говорит о том, что он был выходцем из известного уструшанского селения Хавас[Камалиддинов, 1993. С. 98-100]. От Баркета до рабата Са’да также день пути. Следовательно, рании от Самарканда и в непосредственной близости друг от друга. Из рабата Са’да далее следовали через Бурнамад в сторону Ферганы. Что касается Катвандизы, то о ней также мало что известно. Она не названа в числе городов и, следовательно, являлась селением или крепостью, располагавшейся на подступах к границам Уструшаны. Кроме упомянутых выше населенных пунктов и рабатов, связанных с караванными путями, упоминается также Хушуфагн. Кудама ибн Джафар (начало X в.) сообщает, что«от Баркета до Хушуфагна по пустыне Катван- 4 фарсаха» [Камалиддинов, 1993. С. 206]. Хушуфагн помещают на месте Маслахаттепа близ селения Авлие[Древний Заамин, 1994. С. 14]. Однако здесь не найдено материалов саманидского времени. Таким образом, все упомянутые пункты до сих пор не были локализованы с достаточной убедительностью. Можно лишь констатировать, опираясь на сведения источников, что рабаты Абу Ахмада и Са’да, а также Хушуфагн, Катвандиза и Харакана находились в непосредственной близости друг от друга, составляя насыщенный дорожный узел на границе между Согдом и Уструшаной, самой крупной из которых была Харакана(Харкана). При этом расстояния от рабатов Абу Ахмада и Са’да до Хараканы и Катвандизы не указаны. Один из этих рабатов в свое время был отмечен Э.Б. Кадыровым и А.Э. Бердимурадовым, а в прошлом году осмотрен и нами с профессором У. Табакао. Он находится на окраине селения Сарай Галляаральского района и известен как Кичкинакурган. Скорее всего, это был караван-сарай Абу Ахмад, а караван-сарай Абу Са’ад находился к северу от него, так как от последнего караваны двигались в сторону Ферганы. Учитывая указания источников, что от Самарканда до Хараканы 9 фарсахов, а от Самарканда до рабата Абу Ахмада 4 фарсаха, можно предположить, что от рабата Абу Ахмада до Хараканы было 5 фарсахов, т.е. примерно 30 км, что соответствует расстоянию от караван-сарая Кичкинакурган до городища Кургантепа в Галляарале(рисунок).

Итак, из рабата Абу Ахмад караваны двигались до Катвандизы или Хараканы. Последняя обычно локализуется на месте городища Кургантепа. Городище Кургантепа- самый крупный и известный памятник в Галляаральском районе Джизакской области. Общая площадь городища, включая цитадель, шахристан и ремесленный пригород, достигает90 га. В результате исследований городища получены материалы, отражающие основные этапы его обживания, начиная с эллинистического и кончая поздним средневековьем. По данным арабских источников, Харакана располагалась в 5 фарсахах от Дизака, 9 фарсахах от Замина и на таком же расстоянии от Самарканда [Материалы…, 1973. С. 21]. По данным Ибн Русте(первая половина X в.), от Замина до Дизака- один день пути, от Дизака до Хараканы- также день пути. В анонимном источнике X в. «Худуд ал-Алам» Харакана названа процветающим уструшанским селением [Hudud аl-Аlаm, 1970. Р. 115]. Поскольку в источниках отмечается, что каждый город Уструшаны «… являлся центром большого рустака» [Бетгер, 1957. С. 22], то можно предположить, что он являлся центром рустака Харакана. Сообщается также, что возле города находился рабат(караван-сарай). Однако есть и другая точка зрения: по мнению Ю.Ф. Бурякова, на месте городища Кургантепа находился город Катвандиза, что означает«Крепость в Катванской степи». И действительно, месторасположение памятника соответствует указаниям источников. Да и сами внушительные руины памятника отвечают этому названию. Кроме того, расстояние от Кургантепа до городища Калиятепа, где обычно помещают средневековый Дизак, в два раза меньше, чем указано в источниках.

Еще один караван-сарай под названием Сарбазтепа или Канчикартепа располагается на правом берегу Сангзара в 1750 м от городища Кургантепа. Имеет прямоугольную в плане форму размером 75х60 м, высотой до 4 м. По углам прослеживаются башни. Внутренняя часть понижена. Стены, видимо, были возведены из пахсы, по крайней мере, нижняя их часть. Примерно осередине западной стены имеется бугор, возвышающийся над уровнем стен на 1-1,5 м. Судя по планировке, перед нами достаточно крупный караван-сарай. Бугор в западной стене не что иное, как остатки рухнувшего портала основного входа. Бугор вытянут в сторону дороги, указывая на то, что портал караван-сарая был выдвинут из плоскости стен. Учитывая достаточно внушительные размеры, наличие ворот со стороны дороги и материалов саманидо- караханидского времени, расположение его непосредственно на средневековой трассе, можно предположить, что перед нами один из рабатов, упоминаемых арабскими источниками. Скорее всего, это был рабат, располагавшийся около Хараканы[Gritsina, Grenet, 2005. Р. 37-39].Шаш

Далее путь следовал вдоль Сангзара и через Джизакские железные ворота выводил в степной рустак Фекнан с центром в городе Дизаке. Дизак, вероятно, являлся третьим по величине и значению городом Уструшаны, хотя следует оговорить, что один из обстоятельных средневековых авторов ал-Мукаддаси, приводящий достаточно подробные сведения о крупнейших городских пунктах Уструшаны, Дизак только упоминает, не приводя других сведений [Mukaddasi, 1994. Р. 240]. В«Худуд ал-Алам» он назван селением, в котором имеются проточные воды [Hudud al-Alam, 1970. Р. 115]. Согласно ас-Самани, Дизак или Дизак-у-Сабат- большое селение на пути в Шаш, выше Самарканда [Камалиддинов, 1993. С. 99]. Предполагается, что саманидский Дизак находился на месте городищ Калиятепа или Урда. Однако материалы этого времени здесь пока не найдены [Пардаев, 2000. С. 120-129]. Не исключено, что раннесаманидский Дизак мог располагаться на одном из многочисленных памятников, разбросанных в округе Калиятепа, в том числе и на Ташлимазаротатепа, расположенном в 28 км (по прямой) от городища Кургантепа в Галяарале и приблизительно в 5-7 км к юго-востоку от городища Калиятепа. Памятник представляет собой внушительный холм, примерно110 м в диаметре и высотой более20 м. В настоящее время занят под кладбище. Прилегающая территория частично застроена, частично распахана. Подъемная керамика относится к раннему и развитому средневековью. Памятник находился на большой караванной дороге, проходящей через Замин в Фергану и Шаш.

Из Дизака караваны двигались далее на северо-восток в сторону Шаша. На этом пути располагался еще один караван-сарай под современным названием Кукрабаттепа. Он находится в 7-8 км к северо-востоку от городища Калиятепа, имеет квадратную в плане форму размером 65х65 м, высотой до 3 м. На памятнике найдены фрагменты керамики IX-XI вв. и жженые кирпичи саманидского формата. Маловероятно, чтобы здесь находился рабат Худайсар, характеризуемый источниками как самый большой и известный в Мавераннахре. Скорее всего, это был один из рабатов, упоминаемый источниками: вероятно, рабат Хасана, построенный в X в. неким Бадром ибн Кушайром [Негматов, 1953. С. 246]. Согласно ас-Самани, он располагался в Дизаке или в непосредственной близости от него. На этом пути вплоть до переправы через Сайхун– Сырдарью источники не упоминают промежуточных пунктов, за исключением двух колодцев и христианского селения Винкерд. Однако местонахождение последнего пока проблематично. Из Дизака, согласно Ибн Русте, караваны могли двигаться также и в Замин[день пути] и далее в Шаш или Фергану[Волин, 1959. С. 342].

Из рабата Са’да караваны следовали в Бурнамад. Сопоставляя сведения источников с археологическими данными, наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является локализация искомого рустака в бассейне Раватсая. Именно вдоль него проходил наиболее древний и короткий путь от Хушуфагна через Бурнамад к Замину. Основную часть рустака занимали горы. Лишь на востоке он представлял собой возделанную равнину, что соответствует и указаниям источников. Эта степная часть рустака уже непосредственно соединялась с коренными уструшанскими землями. Далее караваны по пустыне следовали к Замину. Археологические данные полностью подтверждают наблюдения арабских дорожников о малочисленности селений Бурнамада. С точки зрения отмеченного, локализация Бурнамада между Замином и Дизаком, предложенная в свое время В.В. Бартольдом и Н.Н. Негматовым, представляется в принципе правильной [Бартольд, 1963. С. 130; Негматов, 1953. С. 246-247]. Наши исследования лишь конкретизировали его местонахождение. Помещение рустака Бурнамад в верховьях Сангзара [Ахунбабаев, 1994. С. 17-18], где мы помещаем рустак Бангам, противоречит данным письменных источников, так как здесь нет путей к Замину по пустыне, везде горная местность, да и реальные расстояния больше тех, которые приводят источники [Буряков, Грицина, 2006. С. 151-152]. Примерно в центре рустака находится современное селение Паймарт, сохранившее в своем названии средневековое название рустака: Паймарт– Бурнамад[Грицина, 2000. С. 152]. В селении имеются гурхона и мечеть Парпиата или суфия ал– Ахмад ибн Абдухамид Газзали (умер в1122 г.). Мечеть возведена на месте домусульманского культа– причудливой формы скального останца со сквозным отверстием. Здесь до сих пор возжигается огонь и приносятся жертвоприношения [Грицина, 2000. С. 143]. Комплекс сложился постепенно, после погребения суфия. Видеть на месте мечети караван-сарай, упоминаемый письменными источниками и расположенный между Самаркандом и Худжандом, нам представляется маловероятным, так как для этого нет никаких оснований, в том числе и археологических. К тому же на этой дороге нами отмечено еще несколько караван-сараев, о чем будет указано далее.

Самым большим по площади памятником верховий Раватсая является городище Кургантепа, которое располагается в селении Аоб. В своей основе это достаточно крупный замок с прилегающей территорией (100х35 м). Цитадель расположена в северо-западной части. Общая площадь памятника составляет не менее 4 га. Керамики много. Есть красноангобированная и лепная, которую можно отнести к раннему средневековью, хотя в основном- это фрагменты посуды X-XII вв. Учитывая время функционирования, размеры и месторасположение памятника, можно предположить, что именно здесь мог располагаться административный центр рустака Бурнамад.

Непосредственно в конусе выноса Раватсая зафиксирован целый ряд памятников. Из них обращают на себя внимание Маликотатепа в селении Учкыз и Кургантепа в селении Рават. Первый имеет типичную для караван-сараев планировку почти квадратной формы. Здесь местными жителями найден целый хум, который датируется X–XI вв. Встречаются жженые кирпичи саманидского (23х23х4 см) и прямоугольные караханидского времени. Кургантепа имеет прямоугольную в плане форму, вытянутую с востока на запад высотой до5 м. Размеры его по подошве составляют 70х120 м. По периметру просматриваются стены. Подъемная керамика относится к раннему средневековью, но в основном- к X-XIII вв. Встречается и более поздняя. Не исключено, что здесь также мог располагаться караван– сарай.

Далее караваны двигались вдоль предгорий Туркестанского хребта. Примерно в трех фарсахах от Кургантепа– административного центра рустака Бурнамад– находится Гиштлимазаpотaтепа– самый крупный по площади памятник, расположенный на правом берегу Джантутсая в селении Коштал. Он состоит из двух частей, разделенных между собой дорогой и арыком. Восточная часть памятника подквадратной формы, размером 85х80 м, высотой до 2 м. По углам просматриваются башни. Примерно посередине южной его половины высится холм до 2 м высотой, а северную, более возвышенную часть, занимает впадина. Керамика поливная и неполивная Х-ХII вв. Много обломков жженых кирпичей (?х24х6 см). Скорее всего, мы имеем дело не с одним, а с двумя разными по своим функциям памятниками, разделенными средневековой дорогой. Судя по планировке, восточное тепа– это остатки караван-сарая Х-ХII вв.

Караван-сарай Турткультепа находится к востоку от селения Пшагар и также привязан к большой торговой трассе, ведущей из Согда через Замин в Шаш и Фергану. Значительные размеры (это самый крупный из всех известных караван- сараев в Мавераннахре), наличие материалов саманидского времени, монументальность архитектуры, отсутствие других рабатов к северу от него, расположение на границе исконно уструшанских земель (подобные крупные караван- сараи обычно возводились на границах владений) и расположение в непосредственной близости от«вражеской страны» дают основание для отождествления его с рабатом Худайсар [Грицина, 2000. С. 177; Буряков, Грицина, 2006. С. 147-150].

Следующий памятник Турткультепа располагается на правом берегу Аччисая. Имеет почти квадратную форму размером 95х90 м. Наиболее возвышена северная часть памятника. В северо-западном углу высится холм размером30х25 м, высотой до2 м. Высота памятника с северной стороны– до 9 м. Керамика относится к развитому средневековью, среди которой встречаются и черепки более ранней посуды. Типологически определяется как караван-сарай на перекрестке большой торговой трассы и дороги, идущей вглубь горного средневекового рустака Бескун. Характерная особенность его– наличие холма в одном из углов– может говорить о том, что возведен он был не по регулярному плану, а пристроен к усадьбе, раннесредневековой в своей основе. Как видно, он сильно напоминает Кургантепа в селении Рават.

Замин в иерархии городов в IX-X вв., по сообщениям средневековых географов, занимал второе место после столицы. В соответствии с этим и сведений о нем приводится больше, чем об остальных городах. И, тем не менее, они скупы и отрывочны [Древний Заамин, 1994. С. 20-21]. С Замином-Сарсандой средневековых географов отождествляется городище Кургантепа(Урда) в Заамине. Ибн Хордадбех не только приводит скупые строки о расстояниях касательно Замина, но и выделяет специальные главы «Дорога из Замина до Фаргоны» и «Дорога из Замина до Шаша», подчеркивая его особенность тем, что «Замин– место пересечения двух дорог: в аш-Шаш и к тюркам и в Фаргану» [Khordadhbeh, 1889. Р. 20-21]. Эту же особенность подчеркивали Кудама ибн Джафар и ал-Факих[Волин, 1959. С. 206]. Наиболее полные сведения о Замине приводят Ибн Хаукаль и ал-Мукаддаси [Бартольд, 1963. С. 224]. Отметим еще одну деталь, приведенную в анонимном сочинении«Худуд ал-Алам». Если Ибн Хаукаль отмечал отсутствие стен вокруг Замина-Сарсанды, то, как следует из этого источника, цитадель-крепость города, наоборот, была сильно укреплена [Hudud al-Alam, 1970. Р. 115]. Непонятно, на каком основании О.Г. Большаков пишет, что новая часть города была окружена стеной [Беленицкий, Бентович, Большаков, 1973. С. 192], что явно не согласуется с данными источников. Источники также отмечают, что в городе было много рабатов [Камалиддинов, 1993. С. 100].

Средневековый Сабат, центр одноименного степного рустака Уструшаны, являлся ближайшим от Замина пунктом на большой торговой трассе, ведущей из Согда в Худжанд, Фергану и далее в Китай. Кроме того, из Сабата шел путь в Шаш через Хавас. Этим путем пользовались и караваны, шедшие из Ферганы в Шаш. По данным Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха, он находился в двух фарсахах от Замина, по ал-Истахри – в трех фарсахах[Материалы…, 1973. С. 21]. Согласно ал-Идриси, «Сабат– городок с рынками, в которых много(разного рода) товаров» [Идриси, 2003. С. 52]. Часть средневековых дорожников называют Сабат в числе городов Уструшаны (Истахри, Ибн Хаукаль, Йа’кут). Однако, по сведениям ал-Мукаддаси и Кудамы, он представлял крупное селение [Волин, 1959. С. 206]. Сплошное обследование бассейна Ходжамушкентсая и проведенные автором раскопки на городище позволили отождествить его с Сабатом средневековых источников[Грицина, 2000. С. 40-49].

Из Замина караваны могли следовать до Хаваса. От него- по Хавасской дороге через Куркет в Худжанд и Фергану. Из Хаваса в Шаш вели две дороги. Одна, более короткая и без промежуточных пунктов, вела к Хушкету, локализованному нами на месте городища Нурата в одноименном селении [Грицина, 1992. С. 36-41]. От Хушкета переправлялись к Бенакету. Другая дорога выводила непосредственно к Сырдарье, где находилась переправа. Здесь по обоим берегам зафиксированы поселения, связанные с обслуживанием караванов. Далее караваны уже по правому берегу двигались к Бенакету. Существовала и еще одна дорога, шедшая по левому берегу Сырдарьи. На этом пути находится караван- сарай Калатепа (см. рисунок). Основу памятника составляет подквадратная планировка размером 55х42 м, высотой до 5 м. По углам его прослеживаются башни, а в центре– понижение. Вся подъемная керамика сформована на гончарном круге и представлена фрагментами кувшинов, котлов, крышек, ручек от различных сосудов. Сосуды украшались гребенчатым и штампованным орнаментами в виде лепестков и пуансонов. Поливная керамика украшалась орнаментом из черной краски по белому фону. Керамика датируется X–XII вв. Вероятно, здесь находилась еще одна переправа, о которой в свое время предполагал М.Е. Массон. Своеобразным преемником его уже в послемонгольский период являлся Мурза– Рабат у бывшего поселка Обетованного[Массон, 1935. С. 17]. Караваны также могли следовать до Хушкета по левому берегу к переправе в Бенакет.

К сожалению, нам мало что известно по письменным источникам о саманидском Бенакете. В конце VII – начале VIII в. Безымянный “правитель Банака” чеканил собственную монету [Ртвеладзе, 1987. С. 168-169]. Согласно ал-Мукаддаси, в Бенакете “жили смутьяны, крепостной стены нет. Мечеть расположена на территории базара” [Mukaddasi, 1994. Р. 247]. Позднее город славился так называемыми “туркестанскими” тканями [Бартольд, 1963. С. 295]. То, что Бенакет не имел стен, – это результат политики Саманидов, которые являлись гарантами безопасности городов: уструшанские города Замин, Сабат, Дизак также в это время не имели стен. Не было стены и вокруг Хушкета. Хотя следует оговорить, что Бенакет уже в XI в. был окружен мощной стеной и площадь его достигала нескольких сот гектаров [Буряков, 2000. С. 33]. От Бенакета через крупнейшие города Шаша Хараджкет, Худайнкет, Нукет, Балаян и Нуджкет дорога выводила к столице области– Бинкету [Буряков, 1975. С. 13, рис. 1].

А.А. Грицина

Использованная литература

Ахунбабаев Х.Г. Рустаки и селения Самарканда на пути в Шаш и Фергану// Города Центральной Азии на Великом шелковом пути. Тезисы докладов конференции, посвященной 60-летию проф. Ю.Ф. Бурякова. Самарканд, 1994.

Бетгер Е.К. Извлечения из книги «Пути и страны» Абул-Касыма ибн Хаукаля// Труды САГУ. Археология Средней Азии. Ташкент, 1957.

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. М., 1963. Т. 1.

Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973.

Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса(историко-археологический очерк Чача и Илака). Ташкент, 1975.

Буряков Ю.Ф. Керамическое производство средневекового Чача по материалам Канки и Шахрухии// Средняя Азия. Археология. История. Культура. Материалы Международной конференции, посвященной 50–летию научной деятельности Г.В. Шишкиной. М., 2000.

Буряков Ю.Ф., Грицина А.А. Мавераннахр на Великом шелковом пути. Самарканд; Бишкек, 2006.

Волин С.Л. Переводы Ибн Русте, Кудамы и других арабских географов// Рукопись. Архив ИВ АН РФ, Ф.93, оп. 1, д. №21. Л., 1959.

Грицина А.А. Археологические памятники Сырдарьинской области. Ташкент, 1992.

Грицина А.А. Уструшанские были. Ташкент, 2000.

Древний Заамин(история, археология, нумизматика, этнография). Ташкент, 1994.

Идриси. Ал-Идриси. Китаб нузхат ал-муштак фихтирак ал-афак (развлечение истомленного и странствование по областям(Вселенной). Пер. Закирова Ш. // Материалы по этнической истории тюркских народов Центральной Азии. Ташкент, 2003.

Камалиддинов Ш.С.«Китаб ан-Ансаб» Абу Са’да Абдулкарима ибн Мухаммада ас-Самани как источник по истории культуры Средней Азии. Ташкент, 1993.

Массон М.Е. Проблема изучения цистерн– сардоба. Ташкент, 1935.

Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. 1. М., 1973.

Негматов Н.Н. Историко-географический очерк Уструшаны с древнейших времен поX в. н.э. // МИА, М.; Л., 1953. №37.

Пардаев М.Х. Калиятепа шаҳар ёдгорлиги ва унинг стратиграфиясига доир айрим мулоҳазалар// ИМКУ. Вып. 31. Самарканд, 2000.

Ртвеладзе Э.В. Древние монеты Средней Азии. Ташкент, 1987.

Ibn Khordadhbeh. Abu’l-Kasim Obaidallah ibn Abdallah. Kitab al-Masalik Wa’l-Matnalik. Quae cum versiont gallica edidit, indicibus et glossario instruxit M.J. de Goeje. Leiden: Brill, 1889.

Gritsina A.A., Grenet F.Trip to Ustrushana. Bulletin International Institute for Central Asian Stadies. Vol. 1. Samarkand-Bishkek, 2005.

Hudud al-Alam.The regions of the World. A persian geography. 372 A.H. – 982 A.D. Translated and explained by V. Minorsky. London, 1970.

Muqaddasi.Al-Muqaddasi. The best divisions for knowledge of the regions. A translation of Ahsan al-Taqasim fi Ma’rifat ai-Aqalam. Translated by Basil Anthony Collins/ Reviewed by Muhammad Hamid al-Tai. Garnet, 1994.

A.A.Gritsina

Towns and caravan-serays in the Great trade route from Sogda to Shash

Rather abundant scientific material has been collected during last years, that makes possible to define concretely the ways of movement of caravans by so called Great trade joute from Sogda to Shash through Ustrushana. This way is repeatedly mentioned by medieval authors ( Ibn Khordadbeh (IX c), al-Istahri (X c), al-Mukaddasi (X c), Ibn Khaukal (X c) and others). The author of the paper proposes his own version of localization of some populated areas and districts and bring into use some dataof investigation of new-discovered caravan-serays.

Манба: Тошкент шаҳрининг 2200 йиллик юбилейига бағишланган Халқаро илмий конференция материаллари
Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси
«Фан» нашриёти
2009

O‘xshash maqola

Первая мировая война и ташкентцы

Post Views: 500 Начало первой мировой войны на территории Российской империи сопровождалось усиленной патриотической кампанией …

Fikr bildirish

Email manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy bandlar * bilan belgilangan