Бош саҳифа » Биласизми? » Туркистонлик бошқирдлар (Этнические меньшинства в Узбекистане. Башкиры)

Туркистонлик бошқирдлар (Этнические меньшинства в Узбекистане. Башкиры)

БАШКИРЫ, самоназвание — башкорт. Народ в Российской Федерации, коренное население Башкортостана. Язык — башкирский, относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие— мусульмане — сунниты.

Башкиры в Узбекистане:

1926 г. — 765
1979 г. — 25 579
1989 г. — 34 791
2000 г. — 3 707

Происхождение (этногенез) и формирование башкирского народа представляет собой сложный и длительный процесс. Башкиры появились на исторической арене более тысячи лет назад.

Основу этноса составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью. Об этом говорят данные языка родоплеменной номенклатуры, многие культурно-бытовые традиции, тамги и легенды. Ядро древнебашкирского этноса не сразу и не прямым путем пришло в современный Башкортостан.

В течение длительного времени они кочевали на просторах современного Казахстана. Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан, побывавший в 922 г. в Арало-Каспии, давая этнополитическую картину того времени, помимо тюрков, кочующих в межаралокаспийском районе, отмечает огузов и небольшие группы печенегов к северу от Устюрта, а еще севернее — башкиров.

Башкиры входили в состав ранних тюркских военно-политических объединений. Историки, этнографы и фольклористы показали, что по происхождению и дальнейшей культурной и политической истории башкирский народ очень близок к каракалпакам. В преданиях многих башкирских племен содержатся сведения о приходе их предков из Средней Азии, Приаралья, низовьев Сырдарьи, Хорезма и Бухары. Эти связи уходят в глубь веков и четко прослеживаются в XVI—XVIII вв., когда Башкирия уже вошла в состав Российского государства.

Родственная культура помогала башкирам быстрее других европейских этносов договариваться с народами Востока в вопросах политики и экономики. Не случайно в 1819 г. возглавить официальную миссию России на Хиву пригласили башкирского старшину С. Ч. Абубакирова.

Во второй половине XIX в. приток башкир в среднеазиатские ханства по разным мотивам усилился, особенно после присоединения Туркестана к России.

Среди многонационального населения Ташкента начала 70-х гг. XIX в. присутствуют в небольшом количестве и башкиры. Близость языков давала им возможность служить толмачами (переводчиками) и маклерами. Большинство подвязывалось работать в скотоводческих хозяйствах, на строительстве железных дорог, городскими кучерами. Ко второму десятилетию XX в. в Туркестане (включая Бухарский эмират и Хивинское ханство) насчитывалось 30 тыс. татар и башкир.

Самосознание башкир заметно поднялось в середине 20-х гг. прошлого столетия, когда в Туркестане было создано Татаро-башкирское национальное бюро при Совете нацменьшинств. В местах их компактного проживания открывались школы, детские учреждения, рабочие клубы. Судопроизводство, по желанию клиентов, велась на родном языке. Все эти меры способствовали росту национального достоинства.

Башкиры в Узбекистане в основном обустраивались в городах и поселках городского типа, так как имеют склонность к техническим профессиям. Работали трактористами, комбайнерами.

В годы второй мировой войны немало башкир ушло на фронт, не все вернулись. Двум башкирам — М. В. Ахмедову (хлопкоробу из Янгиюля) и Г. Г. Мурзагалибову (завод «Красный двигатель», г. Самарканд) было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поколение башкир 60-х гг. было намного образованнее своих отцов, и, естественно, большинство их оседало в Ташкенте. Но представителей башкирской интеллигенции можно встретить и в Каракалпакстане, и в Ферганской долине, и в Бухарской и Кашкадарьинской областях. В 1979 г., согласно переписи населения, в Ташкенте проживало 5135 башкир.

Семейный быт башкир строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей, на беспрекословном подчинении им. Со временем, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. Однако в последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности. Национальная одежда представляет собой сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. В наши дни традиционные черты сохраняет лишь одежда пожилых людей. Молодые, главным образом девушки и женщины, надевают традиционный костюм лишь в праздничные дни и на свадьбах. Широко используется национальный костюм в художественной самодеятельности, на народных игрищах и спортивных состязаниях.

Браки совершаются по сватовству. Имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договоренности. В свадебной обрядности выделяются обычаи прятанья невесты, состязания в борьбе, конные скачки в день свадебного пира (туй) в доме невесты, обычай избегания невестой свекра. Ярчайпгим эпизодом свадьбы является прощание невесты с родней и подругами, сцена прощальных причитаний (сенлеу).

Традиционные блюда — мелко нарезанная конина или баранина с бульоном (бешбармак, куллама), колбаса из конского мяса и жир а (казы), различные виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот) , каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, толокна. Популярна лапша (тукмач) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (ойрэ). Хлеб (лепешки) потребляли пресный. В XVIII—XIX вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион прочно вошли картофель, овощи.

Летосчисление башкир основывалось на двенадцатилетнем животном цикле. Вместе с исламом был принят мусульманский календарь — хиджра. С принятием ислама мусульманское духовенство, обучавшееся в Средней Азии, стало вытеснять доисламские обычаи, но языческие поверья и обряды не исчезли, а продолжали существовать параллельно с мусульманскими традициями, видоизменяясь и адаптируясь.

Башкиры — народ с богатым фольклорным наследием. Ведущее место в устно-поэтическом творчестве принадлежит эпосу — героическим поэмам «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыш», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуля к и Хыухылу».

Сегодня башкиры в Узбекистане имеют возможность развивать свою культуру, язык, традиции и обычаи. Создан башкирский вокально-инструментальный ансамбль «Дустлик».

В башкирской диаспоре заметный процент составляют смешанные браки (с татарами, узбеками, русскими, корейцами и др.). И все-таки башкирский менталитет дает о себе знать, когда начинается веселое празднество «Сабантуй», когда в домашней среде прослушиваются кассеты с записями башкирской музыки известных кураистов, во время отправления религиозных обрядов.

После 1991 г. начался постепенный отъезд башкир на свою этническую родину.

Известные люди в башкирской диаспоре в Узбекистане: политик, историк-ориенталист Ахмедзаки Валиди Тоган; доктор геолого-минералогических наук О.И. Исламов; ученый-филолог Ахмед Ишаев. Учительница Камита Галямовна Билалова после окончания Института истории партии в 1944 г. приехала с детьми (муж погиб на финской войне) по направлению в совхоз Баяут- 5 Сырдарьинской области, где первое время работала директором школы. Ее сын, Анвар Билалов, стал известным археологом.

Р. Шигабдинов, Л. И. Жукова

Литература

Амитин-Шапиро 3. Л., Аюбов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935. С. 35.
Амитов А. Посольские сношения России с Хивой в первой половине XIX века // Общественные науки Узбекистана. 1968. № 9. С. 61.
Башкирская энциклопедия. Уфа, 1996. С. 672.
Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л. , 1955. С. 395.
Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995. С. 36.
Исторические и культурные связи каракалпаков с Россией и Башкирией в XVIII —начале XX в. Нукус: Билим, 1993. С. 204.
История Ташкента. Ташкент, 1988. С. 144.
Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974.
Межнациональные связи башкирской литературы. М.: Наука, 1979.
Татары и башкиры // Шевяков А.И. Население Ташкентского оазиса в конце XIX — начале XX в. М., 2000. С. 89.
Традиции башкирского народного искусства в современной одежде. Уфа, 1988. С. 106.
Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX в. / Отв. ред. Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов. М., 1979. С. 208

Этнический атлас Узбекистана.
© Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

Ўхшаш мақола

Ханы, заставившие Китайcких императоров считаться собой (часть 1)

Post Views: 490 …После Нарбута-бия на кокандский престол вступил его старший сын Алим, принявший титул …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *