Бош саҳифа » Тошкент тарихи » Эски шаҳардаги эски чойхона

Эски шаҳардаги эски чойхона

Ушбу шошчада эски шаҳардаги қизил чойхона (Санжар Мухидинов томонидан тақдим этилган) сурати келтирилган (иккинчи сурат мўлжал олиш учун)

604124176_14926_7385425879292039936

Безимени-26

Ўхшаш мақола

Тарихий суратлар. Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон ДАКТ

Post Views: 245 Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Давлат Академик катта театри суратлари (йили номаълум)

2 комментария

  1. Лидия Козлова

    Можно уточнить, что Красная чайхана на Урде.

    • НОВЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОЙ МЕЧЕТЬ — ХОТИНМАСЖИД
      (вакфный документ 1833 г.)

      к.и.н. У.А.Султонов
      Институт востоковедения АН РУз

      Хотинмасжид древнейшая мечеть Ташкента, расположенная в местности Эски Джува Себзарской части города. Между тем точных письменных сведений о дате постройки и принадлежности инициативы ее сооружения до сих пор не имеется. Нам представляется, что прежде чем перейти к рассмотрению новых данных, необходимо проанализировать ранее выполненные исследования, касающиеся истории мечети. Так, некоторые факты об этом заключены в работах Н.И.Френкеля, М.Е.Массона, В.А.Маньковской, Л.Ю.Булатовой и коллектива исследователей во главе с В.Т.Борискиным .
      Ученые А.Урунбаев и О.Буриев на основе сведений, извлеченных из произведения «Тарих-и джадида-и Тошканд» местного автора Мухаммад Салиха ходжи, приводят данные о том, что мечеть Хотинмасжид была от реставрирована неким Уразалибаем в XIX столетии .
      Что касается истории самой мечети, особого внимания здесь заслуживает то обстоятельство, что в 1932 г. она, в связи с расширением Тахтапульской улицы, была перемещена на территорию мазара Шейх Хованд Тахура. М.Е.Массон, который исследовал состояние Хотинмасжида в данной местности, отмечал, что здание мечети представляет собой уникальный архитектурный памятник . Согласно описанию Н.И.Френкеля, осуществленному им в 1953 г., площадь мечети занимала 20,0х12,0=240,0 кв м . Хотя еще с 1948 г. данный объект и находился под защитой государства, однако это не помешало использовать здание мечети в различных целях. В частности, долгое время оно служило в качестве чайханы, шахматного клуба и библиотеки. Наконец, в 1967 г. это сооружение было вовсе снесено. Однако внешний вид и некоторые фрагменты мечета на старом и новом месте сохранился на фотографиях того времени. Например, одна фотография сделанный в 1909 г. т.е, расположение в Эски Джуве опубликовано на альбоме «Исторический Ташкент. Фотография ХIХ – ХХ веков» .
      Все информация, связанная с мечетью Хотинмасжид, в научно-популярных изданиях в основном состоит из изложенных выше фактов.
      Исследователи данной мечети прежде всего обращали свое внимание, заключенное в письменных источниках, на историю Хотинмасжида как одного из уникальных и древнейших памятников города, однако до сегодняшней поры в научной литературе более нет данных, кроме сведений относящихся к 80-м годам XIX в., содержащихся в произведении «Тарих-и джадида-и Тошканд».
      Входе проведения научных изысканий из фонда ЦГА РУз нам удалось найти вакфный документ, касающийся мечети Хотинмасжид, составленный в месяце зулькада 1248 / марте-апреле 1833 г., в котором содержатся не только ранние, но и новые сведения об этом здании. В целом объём обнаруженного вакфного документа составляет 62,7х26,8 см, объём текста — 49х20 см, он создан на персидском языке, состоит из 32 строк и написан на кокандской бумаге. Документ представляет собой оригинал и утвержден печатью восьми чиновников ташкентской казиханы в период правления Мухаммад Али-хана (1822-1841 гг.) .
      Сведения, извлеченные из этого документа, полностью меняют существующее мнение об истории мечети, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные.
      Так, название мечети обусловило предположение, что в древности она была построена женщиной. По сведению Мухаммад Салих ходжи, данная мечеть, выделяющаяся мозаичностью своего орнамента, называется «Хотинмасджид», потому, что она была построена в древнейшие времена некоей пожилой женщиной. Извлечение от сочинения :

      В целом ее внешнее и внутреннее убранство, орнамент, узор здания и другие факторы свидетельствуют о принадлежности заказчика к сословной знати. Но, между тем, определить дату постройки мечети весьма сложно. Несмотря на это, ученые в процессе своих исследований, не указывая на источник, пришли к выводу о том, что мечеть была сооружено в 1754 г .
      В найденном вакфном документе об этом приводятся, что мечеть, расположенная в махалле Хотинмасжид, была построена вакфодателем Султанбаем, сыном Абдусамибая.
      Извлечение от документа :

      Из этого текста явствует, что поначалу была сооружена сама мечеть и лишь затем ей было выделено вакфное имущество. Следовательно, она была построена прежде, чем был составлен этот документ, т.е. ранее 1833 г. Это, в свою очередь, позволяет пересмотреть научные данные об основателе возведения мечети Хотинмасжид. Но, как утверждает Мухаммад Салих ходжа, после ее реставрации Уразалибаем мечеть стала носить его имя .
      Хотя Мухаммад Салих ходжа и не имел сведений о постройке Султанбая, но, тем не менее, подробно описал, что мечеть была отреставрирована Уразалибаем в период правления кокандского хана Малла-хана (1858-1862 гг.). Однако это потребовало более точных доказательств. Так, наряду с вакфным документом, было найдено и официальное заявление мутавалли мечети 1898-1915 гг. Муллы Нармухаммадбай , сына Уразалибая, написанное им в 1915 г. и адресованное в Главное управление города Ташкент, и этот документ утверждает сведение Мухаммад Салих ходжи. Между тем в заявление отмечается, что мечеть была не отреставрирована Уразалибаем, а построена им на собственные средства 56 лет тому назад, т.е. в 1859 г .
      Кроме того, в 1907 г. Нармухаммадбай тоже перестроил ее, сделавъ, вместо земляной крыши, железную на новыхъ стропилахъ и балкахъ, окрасив стены и потолки масляными красками, на что им израсходовано около 15000 рублей. В 1914 году вновь перекрасил крышу мечета, истратив 200 рублей из своего личного счета .
      Следует учесть и то обстоятельство, что название мечети менялось неоднократно, в зависимости от проведенных в ней в разные периоды реставрационных работ. Наряду с этим, название Хотинмасжид сохранялось параллельно и с другими ее наименованиями. Так, в вакфном документе указывается просто так «Хотинмасджид махалла масжиди» т.е. как махаллинский мечеть. В статистическом реестре, составленном в 1868 г., она зафиксирована как «мечеть Уразалибая в Эски Джуве», а в другом реестре от 1884 г. – в вкратце указывается «Хотинмасжид».
      Такое разнообразие в названии одной и той же мечети, возможно свидетельствует о том, что речь здесь идет совсем о других объектах, вовсе не имеющих отношения друг к другу. В этой связи мы и попытались внести определенную ясность по данному вопросу.
      Так, в вакфным документе указывается вакфное имущество, пожертвованное самим Султанбаем. Это, например, клеверное поле и одна посевная площадь вдоль арыка Навза за воротами Камелан, земельные наделы вдоль арыка Янгиарык за воротами Карасарай и вдоль арыка Надржон кулоги за воротами Куйчимазара в Чагатае, а также земельный участок в местности Жанггох, что в махалле Хотинмасжид. Перечень вакфных земель приводится на староузбекском языке вне основного текста в качества комментария. В нём, в частности, указывается, что клеверное поле Навза состояло из 1 танаба, вторая посевная площадь имела 5,5 танабов, земля вдоль Янгиарыка — 5,75 танабов, земельный участок вдоль арыка Надржон кулоги был примерно равен 1,25 танабам, а площадь в местности Жанггох, что в махалле Хотинмасжид, состояла из 1 танаба земли .
      На основе приведенных ниже данных можно произвести сопоставительный анализ пяти вакфных владений, зафиксированных в вакфном документе и архивных документах, датированных 1868 и 1884 гг.

      Месторасположение вакфной собственности Вакфный документ от 1833 г.
      (Хотинмасжид) Архивный документ от 1868 г. (Уразалибай) Архивный документ от 1884 г. (Хотинмасжид)
      Вдоль арыка Навза за воротами Камелан 1 танаб клеверного поля 9 танабов клеверного поля 1 танаб земельного участка
      Вдоль арыка Навза за воротами Камелан 5,5 танабов посевной площади — 5,5 танабов земельного участка
      Вдоль арыка Янгиарык за воротами Карасарая 5,75 танабов земельного участка 10 танабов клеверного поля 6 танабов земельного участка
      Вдоль арыка Надрджан кулоги за воротами Куйчимазар в Чагатае более 1танаба земельного участка — 1 танаб земельного участка

      В местности Жанггох махалле Хотинмасжид 1 танаб земельного участка 1,5 танабов земельного участка 1 танаб земельного участка

      В архивных документах от 1884 г. в качестве вакфодателя мечети указываются «потомки Султанбая» и этот факт также подтверждает то обстоятельство, что речь здесь идет об одной и той же мечети.
      Исходя из вышеизложенного, можно придти к следующим выводам:
      – Мечеть была сооружена по инициативе пожилой женщины и, исходя из этого, можно сказать что, она была названа Хотинмасжид (на основе сведений Мухаммад Салиха ходжи). Хотя архитекторы и пологают, что данная мечеть была построена в 1754 г., однако эта дата в письменных источниках не получила своего подтверждения. Несмотря на это, можно предположить, что мечеть получила одноименное название махалли (по аналогии, например Баландмасжид, Хиштмасжид, Сирликмасжид и др.). Мы полагаем, что дальнейшее изучение новых источников, связанных с этимологией Хотинмасжид (в месте Хотункуприк, Хотункат), может внести ясность в этот вопросу;
      – На основе вновь обнаруженного нами вакфного документа можно сделать вывод о том, что мечеть в махалле Хотинмасжид была построена вакфодателем Султанбаем, сыном Абдусамибая. Если учесть, что наряду со строительством новых мечетей в городе также реставрировались и перестраивались старые, то можно заключить, что мечеть Хотинмасжид была перестроена Султанбаем;
      – Эта мечеть была отреставрирована или перестроена Уразалибаем в 1859 г. в своем месте т.е, в Эски Джува, Себзарской части города. В 1932 г. данное здание было перенесено на территорию мазара Шайх Хованд Тахура. Сохранивших фотографий подтверждает, что перенесенный мечеть почти не изменил свой внешний вид в новом месте;
      – Становится очевидным, что мечеть Хотинмасжид, речь о которой одновременно идет в вакфном документе, сочинении Мухаммада Салиха ходжи и архивных документах – один и тот же объект. На справедливость данного предположения указывают вакфные документы, различные сведения заключенные по расположению этой мечети, вакфное имущество того периода, а также ее история.

      РЕЗЮМЕ
      НОВЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИСТОРИИ ТАШКЕНТСКОЙ МЕЧЕТИ ХОТИНМАСЖИД
      (Вакфный документ 1833 г.)

      Статья посвящена историю Хотинмасжида, одному из древних архитектурных памятников города Ташкента. В ней проанализированы новые сведения относительно расположения, названия, вакфных имуществ и дальнейшей судьбы мечети на основе новонайденного вакфного документа. Вакфный документ Хотинмасжида впервые введен в научный оборот.

      RESUME
      NEW DATA ABOUT HISTORY OF THE MOSQUE OF KHOTINMASJID IN TASHKENT
      (Waqf document of 1833)

      The article is reached the history of mosque of “Khotinmasjid”, one of ancient architectural monuments of Tashkent. It is analyzed data on its location, name waqf properties and further development of the mosque on the basis of the facts newfound waqf document. Waqf document of the mosque of Khоtinmasjid is announced for the first time.

      Мақолада Тошкент шаҳрининг қадимий меъморий обидаларидан бўлган Хотинмасжид тарихига бағишланган. Унда янги топилган вақф ҳужжати ва расмий архив ҳужжатларини қиёсий ўрганиш асосида масжиднинг жойлашган ўрни, номланиши, вақф мулклари ва кейинги тақдири борасида янги маълумотлар ҳавола қилинади. Хотинмасжид вақфномаси илк бор муомалага киритилмоқда.

      Султонов Уктамбек Абдулганиевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *